Skip to Header Section

Богатое наследие датской дизайнерской студии Jacob Jensen Design

Статья

  •  

Благодаря четким линиям и блестящим поверхностям, дизайнерский объект под названием Diamant можно принять за стильный, смелый и даже культовый предмет мебели. В реальности все гораздо прозаичнее: Diamant - это гроб, созданный востребованной дизайнерской компанией Jacob Jensen Design для одного из ее клиентов. «Сначала проектирование гроба показалось мне странным занятием, - говорит Тимоти Йенсен, исполнительный директор и главный дизайнер Jacob Jensen Design. - Но ведь гроб – это тоже предмет общественного потребления, и однажды он понадобится каждому из нас».

Студия Jacob Jensen Design больше известна совместными проектами с такими ведущими мировыми брендами, как Gaggenau, Toshiba и Bang & Olufsen. Компания была основана в городе Хаслев на севере Дании выдающимся дизайнером Якобом Йенсеном в 1958 году. С тех пор под этой маркой было выпущено более 700 предметов, 19 из которых вошли в постоянную коллекцию Нью-Йоркского музея современного искусства. Сам Тимоти Йенсен, сын основателя, трехкратный обладатель Премии Дании в области промышленного дизайна, берется за разработку чего угодно - от ветряков, которыми усеяны датские поля, до пылесосов и офисных кресел. Студия Jacob Jensen Design выпускает вещи и под собственной маркой, в частности - телефоны, будильники, чайники и тостеры. В прошлом году студия презентовала серию наручных часов Jacob Jensen Icon, которая получила престижную премию Red Dot Design Award. Гроб, кстати, тоже получил эту премию.

Новые проекты студии, как всегда, разнообразны: телевизоры для Toshiba и шаблон официальной документации для коммуны Христиании в Копенгагене. «Процесс дизайна не перестает меня удивлять. Я им занимаюсь уже 30 лет, и меня до сих пор поражает, что изначально ты принимаешься за работу, которая не сулит ничего увлекательного, но чем больше ты в нее вникаешь, тем интереснее она становится. Причем неважно, что это - электрический велосипед, над которым я сейчас работаю, или бутылка для шампуня. Хорошо, что мне не нужно разрабатывать только пылесосы все 365 дней в году. Иначе я бы сошел с ума», - делится Йенсен.

Когда Якоб Йенсен основал студию, он следовал сразу трем направлениям в дизайне: немецкая школа Баухаус с ее лозунгом «меньше значит больше», модернизм с идеями о взаимосвязи формы и функции, и правила Раймонда Лоуи, американского дизайнера 1950-х, о необходимости создавать «максимально авангардное, но приемлемое для потребителя». Компания до сих пор придерживается этих установок, которые стали определять и датскую эстетику дизайна в целом: в результате получается простой, продуманный, приятный на ощупь, функциональный и удобный продукт.

Идея минималистского дизайна может поначалу отпугнуть, но Йенсен не создает ничего отталкивающего или высоколобого. «Это как хорошая классическая музыка: она существует много веков, но по-прежнему попадает точно в цель. Это самое главное», - комментирует Тимоти. Любопытный факт: в этой студии каждый год отмечается Международный день кимоно, когда все приходят на работу в кимоно.

«Я знаю, это звучит безумно, но иногда странности помогают освободиться от шаблонного мышления», - объясняет Тимоти Йенсен. Его отец, которому уже 80 лет, до сих пор принимает участие в рабочих совещаниях: «Однажды я попросил отца дать мне мудрый совет, и он сказал: «Никогда ничего не воспринимай всерьез на 100%. Иногда можно на 99,9%, но никогда на 100%». В любом случае, если ты занимаешься дизайном, нужно быть влюбленным в свою работу, чтобы создавать эстетически правильные изделия, которые к тому же хорошо работают, - последнее совсем немаловажно в скандинавской культуре».

И это, определенно, еще один важный урок, который отец преподал сыну. Йенсен-младший хорошо помнит, как однажды Йенсен-старший вручную собрал 76 моделей стереосистем в натуральную величину для Bang & Olufsen, пока не убедился, что получилось именно так, как надо. Не так давно компанию попросили обновить дизайн чаши Margrethe: они сами создали ее в 1950-х, и с тех пор она есть почти во всех датских домах. После множества попыток внести хоть какие-нибудь улучшения дизайнерам студии Jacob Jensen Design пришлось сообщить производителю, что хоть она и не подходит для современных посудомоечных машин, она по-прежнему так же хороша, как и полвека назад. 

  •  

Похожие тэги