Skip to Header Section

Хельсинки: что посмотреть

В преддверии открытия филиала Музея Гуггенхайма Хельсинки превращается в центр креативной жизни

Hannah Lewis

Статья

автор Hannah Lewis

  •  

В 2011 году Фонд Гуггенхайма предложил Хельсинки в качестве локации для нового филиала знаменитого музея. За прошедшие пять лет выбрали архитектора и согласовали планы, так что вскоре в этом городе появится знаменитая на весь мир культурная институция. Многие называют это решение неожиданным, однако для тех, кто следит за жизнью финской столицы, эти новости не стали столь шокирующими. На протяжении многих лет Хельсинки последовательно создает себе репутацию креативного и культурного центра, и это идеальный контекст для одной из важнейших организаций в мире искусства.

Финский дизайн

Столица Финляндии уже завоевала себе славу дизайнерского города: по словам Минны Сарела, фундамент для этого был заложен еще десятилетия назад. Она работает исполнительным директором Design District Helsinki: эта ассоциация была основана в самом центре города в 2005 году для поддержки стремительно развивающейся сферы дизайна. «По сути, это пространство уже существовало, и это стало предпосылкой, – размышляет она. – Только у него не было своего бренда и заглавия, который объяснял бы его содержание... Именно эта потребность и стала причиной для создания организации – необходимость рассказывать людям о разнообразном и качественном дизайне Хельсинки».

Design District Helsinki расположен в самом центре города и объединил около 200 креативных компаний: магазинов, ресторанов, гостиниц и развлекательных заведений. Эта организация поддерживает и вдохновляет креативных предпринимателей, а также становится площадкой для их совместных проектов. Кроме того, она рассказывает гостям города об удивительном дизайне, который развивается в Хельсинки. В итоге Design District Helsinki собирает все лучшее, что этот только город может предложить. Сарела и ее команда с особой страстью рассказывают о качестве этих проектов и, напротив, скромно умалчивают о своих заслугах: «Design District Helsinki просто участвует в творческом процессе», – говорит она.

Скандинавская мода

Наряду с промышленным дизайном, особого внимания заслуживает и финская мода. Неделя моды Хельсинки становится все популярнее с каждым сезоном, и ее неповторимый характер отражает модную жизнь этого города в целом. Здесь всегда ждут дизайнеров из других стран и рады международным влияниям, но ее основу составляет особенная скандинавская (или даже особенная финская) эстетика.

Эко-культура

Судя по набору брендов на этом фестивале, экологическая устойчивость стала столь же важной для модной индустрии, как и для всей финской культуры. По большому счету, на прошедшей в июле Неделе моды бережное отношение к природе превратилось в центральную тему. Этот процесс возглавляет бренд Globe Hope, который умело превращает утилизированные материалы в красивую стильную одежду и аксессуары. «Мы используем множество необычных материалов в производстве: ремни безопасности, парашюты, армейские принадлежности... Мы пытается быть устойчивыми настолько, насколько только можем. Люди любят наши идеи и способы, использования утилизируемых материалов», – объясняет дизайнер марки Мииса Асикайнен, и его новая коллекция показывает этот творческий подход в действии. В числе самых заметных вещей – куртка из старых рекламных плакатов: смешение принтов и цветов делают эту вещь актуальной и красивой, и это прекрасно отражает возможности и стиль Globe Hope.

Где поесть в Хельсинки

Всякому полноценному культурному центру нужна собственная интересная гастрономия, и Хельсинки не исключение. Финская столица возглавила движение New Nordic, которое на протяжении десятилетия или около того доминирует в этом регионе. На этой волне в этом городе открылось множество восхитительных заведений, причем 29 из них рекомендованы Мишленом в 2016 году, а четыре – награждены одной звездой этой уважаемой организации. В числе ресторанов с историей и репутацией особое место занимает Olo, который недавно отметил свое десятилетие. Его шеф-повар Йари Весивало, обладатель профессиональных наград, вдохновляется великолепной нетронутой природой Финляндии с ее четырьмя сменяющимися сезонами. И потому он создает блюда, которые берут все лучшее из местных и сезонных продуктов.

Открытие Olo было похоже на революцию в городе, по воспоминаниям исполнительного директора Кати Хенттунен: «В то время в Хельсинки было мало ресторанов с хорошей скандинавской кухней», – поясняет она. Спустя десятилетие ситуация стала совсем другой, и все больше и больше людей проникаются этим креативным духом, царящим в городе: «Атмосфера здесь стала более позитивной, новаторской и интернациональной. Люди все чаще бывают в ресторанах, и потому постоянно открываются новые прекрасные заведения. Наши рестораторы достаточно смелые, они готовы следовать за своей мечтой».

Светлое будущее

Что думают жители Хельсинки насчет превращения их города в невидимую столицу стиля? Сарела не сомневается: «У нас очень качественные местные и аутентичные бренды и талантливые люди во всех творческих сферах, от музыки и ресторанов до дизайна и искусства. Финская культура не поощряет хвастовство, даже если есть по-настоящему заслуженный повод. Поэтому мы всегда скромны по отношению к своим достижениям. Но сейчас, кажется, шаг за шагом наш особый стиль открывается всему миру».

  •