Skip to Header Section

Секреты французской парфюмерии

Ханна Льюис раскрывает секрет долголетия французских парфюмерных домов, которые на протяжении десятилетий создают качественные духи и остаются востребованными

Hannah Lewis

автор Hannah Lewis

  •  

Если какая-то страна и может называть себя родиной парфюмерии в том виде, в каком мы ее знаем, то это, разумеется, Франция. Происхождение ароматов связывают еще с древними цивилизациями. Однако именно во Франции их применение стало индустрией. Эта мода началась при французском дворе, который в то время был источником просвещения, и постепенно распространилась в обществе. В наши дни ароматы дарят наслаждение, переносят нас в другие миры, поднимают настроение, пробуждают приятные воспоминания или просто добавляют финальный штрих к модному образу. Каждый год на рынке появляются сотни парфюмов – но лишь некоторые из них выдерживают проверку временем. И за многими долгожителями стоят старинные парфюмерные дома Парижа.

Houbigant – один из таких: Жан-Франсуа Убиган основал его в 1775 году. Его прекрасные ароматы ценили самые значительные персоны разных эпох: французская королева Мария-Антуанетта, император Наполеона, королева Англии Виктория. Houbigant был новатором и в производстве, и в использовании. Например, этой компании принадлежит идея наносить духи на веер, чтобы мягкая волна воздуха приносила лишь тонкий намек на аромат.

Творения Houbigant были столь востребованы, что выпускались десятилетиями и даже веками. Духи Fougère Royale, представленные в 1882, стали своего рода революцией: «Если бы у папоротников был свой аромат, это был бы Fougère Royale», – сказал тогда парфюмер Поль Парке. Этот новаторский парфюм положил начало серии, которая остается самой популярной среди мужчин. Из-за приверженности высокому качеству Houbigant предпочитает удерживать свою линию пусть небольшой, но долговечной. Ведь и сейчас этот запах воспринимается столь же приятным, как раньше. Изменилась упаковка (флакончики теперь бывают и фарфоровые, с 18-каратным золотым покрытием), но очарование Houbigant осталось прежним.

Creed – в числе тех немногих парфюмерных домов, которые были основаны еще раньше Houbigant, хотя в Париже он оказался несколько позже. Компания открылась в 1760 году в Лондоне и тоже оказалась в фаворе у королевы Виктории. В 1854 году предприятие перебралось в Париж по приглашению Эжени, императрицы-супруги Наполеона III. И вскоре парфюмеры Creed уже производили духи по заказу королевских дворов Европы и самых взыскательных парижан.

В наши дни предприятием по-прежнему руководит семья основателя – его потомок Оливьер Крид с детьми Эрвином и Оливией. Компания продолжает расти и расширяться, и историческое наследие играет в этом процессе ключевую роль: например, первый в истории парфюм Creed под названием Royal English Leather выпускается и сейчас. Как объяснил Оливьер британской газете Telegraph, такой подход позволяет компании поддерживать изначальный дух Creed: «Другие дома вряд ли рискнули бы оставлять в ассортименте нечто настолько старое, но мы независимы и можем себе это позволить», – объясняет он. Эрвин, прямой наследник Кридов, разделяет эту любовь к традиции и подходу Creed. «Мой отец знает точную формулу всех наших парфюмов. Владельцы любого другого бренда могут и не разбираться, из чего состоят их ароматы».

Результатом такого всеобъемлющего контроля стала полная свобода творчества. И это, конечно, помогает семье Кридов в работе. У них принципиально нет ограничений ни во времени на разработку, ни в бюджете. Ричард Фрэйсс, парфюмер в Caron, также считает эту независимость критично важной: «Мне очень повезло работать в условиях полной свободы, без бюджетных и маркетинговых рамок. Я могу себе позволить редкие натуральные эссенции... чтобы оставаться в традиции качественного парфюма».

Caron насчитывает более века истории: компания была основана в 1904 году. Бездонным источником вдохновения для основателя Эрнеста Далтроффа стала его коллега и возлюбленная Фелиция: вместе они создали множество ароматов, определивших индустрию. В 1934 году Caron выпустил первый мужской парфюм Pour Un Homme, который по сей день прекрасно продается. Точно так же одним из культовых продуктов бренда остается парфюм Tabac Blond для женщин, представленный впервые в 1919 году. Флаконы ограниченной серии (например, резной кейс из мрамора и дерева с фигуркой лошади, тянущей за собой Tabac Blond) поддерживают авантюрный дух, который помогает Caron прославиться и не утратить ключевых элементов наследия.

Что же делает эти парфюмы столь долговечными? У Фрэйсса есть предположение: «Вопреки открытиям в химии и жажде наживы, духи должны оставаться ценным и качественным продуктом, чья первоначальная задача – дарить обладателю мечту».

  •