Мы используем кукис для того, чтобы ваше пребывание на веб-сайте было максимально удобным. Если вы нажмете «продолжить» или любую из ссылок на сайте, вы автоматически принимаете наши условия использования кукис. Если вы хотели бы узнать подробнее об условиях использования или поменять настройки, здесь

Промышленный дизайн в Голландии: главные имена


Эмма Холмквист Дикон рассказывает о самых интересных промышленных дизайнерах Голландии

Статья
Эмма Холмквист Дикон,

Если скандинавский дизайн воплощает чистую функциональность, то голландский дизайн – его свободолюбивый кузен-бунтарь. На него по-прежнему влияют модернизм 19 века и творческие поиски первопроходцев авангардного общества De Stijl («Де Стейл») Хендрика Петрюса Берлаге, Якобуса Йоханнеса Ауда и Геррита Ритвельда. Но то, что многие называют современным голландским стилем, на самом деле появилось в 1990-е.

«Это движение сформировалось как реакция на стагнацию в сфере дизайна того времени», – делится Кок де Роой, владелец известного амстердамского магазина The Frozen Fountain. Получившие признание дизайнеры Пит Хайн Эйк и Хелла Йонгериус принимали непосредственное участие в развитии творческого потенциала Нидерландов. Эйк, в частности, проектирует мебель из деревянных обрезков, и использование альтернативных материалов стало характерной особенностью голландского дизайна. Йонгериус же в своих работах соединила промышленные и ремесленные особенности таким образом, как еще не делал никто до нее. Дизайнер Ричард Хаттен также внес свою лепту в оформление современного голландского дизайна. Успех и известность ему принесла фирменная серия под названием No Sign of Design. В 1992 году Хаттен разработал Table Chair, который ставил вопрос перед зрителем вопрос: что это – стул или стол. «Подобный нонконформистский подход можно в какой-то мере сравнить с творчеством группы “Мемфис”», – де Роой проводит параллель с итальянским движением в дизайне, которое появилось на волне поп-арта в начале 1980-х под руководством Этторе Соттсасса.

Компания Droog также специализируется на концептуальном дизайне, и ее магазин в Амстердаме стоит посетить в рамках знакомства с дизайнерским наследием Нидерландов. Здесь продаются культовые вещи: например, люстра Milkbottle Lamp, которая была спроектирована в 1991 году с типичным для того времени акцентом на беспечность и легкомыслие.

Каким стало новое поколение дизайнеров Голландии по мнению Ренни Рамакерса из Droog и де Роой из The Frozen Fountain? Эксперты сходятся во мнении, что это явление совсем другого рода: «Раньше продукт был просто продуктом, но теперь это не так», – отмечает Рамакерс. Де Роой говорит, что студенты и молодые дизайнеры используют свои проекты для решения глобальных проблем будущего: «Их по-настоящему волнует социальный дизайн, который идет на пользу окружающей среде, здоровью и коммуникациям».

Во всей красе показали себя дизайнеры нового поколения на выпускном шоу 2016 года в Академии дизайна Эйндховена, самой влиятельной высшей школе дизайна в мире. Одним из самых ярких примеров их подхода стал проекта Тамары Орйолы: она сделала серию мебели и ковров под названием Forest Wool из переработанных сосновых иголок, которые в изобилии остаются от промышленных лесозаготовок.

Вслед за ними обновляют правила игры и такие устойчивые игроки, как Droog: «В течение двух лет мы фокусируемся на тех проектах, которые позитивно преображают город, – объясняет Рамакерс. – Мы привязываемся к конкретным дисциплинам, и какой бы вид ни принимали наши идеи, главное – что они делают вклад в общество и качество жизни». Одна из таких программ посвящена преображению темных пешеходных переходов в приятные и уютные галереи-аркады с помощью лотков с кофе и мороженым.

Помимо четкой этической позиции с особым вниманием к экологии, дизайнеры Нидерландов также активно задействуют хай-тек. Всемирное внимание уже привлекли новые технологии 3D-печати дизайнеров Йориса Лаармана и Дирка Вандер Кооий. Вандер Кооий из Зандама превратил китайского промышленного робота в 3D-принтер. С его помощью он напечатал лампы, вазы и даже кресло Endless Chair из струн, полученных из пластиковых частей старого холодильника.

«Меня всегда привлекали переработанные синтетические материалы. Я хотел переломить стереотип, что из них можно делать только дешевые и недолговечные вещи, – комментирует Вандер Кооий. – С помощью нашего робота я создаю объекты, слой за слоем, и вряд ли кто-то подумает, что они из того самого пластика». К производственному процессу уже присоединился робот номер два. А мусор, который производит сама студия дизайнера, попадает в гигантский пресс: «Мы скармливаем прессу стулья, которые нам не понравились, и он превращает их в столы», – объясняет дизайнер.

Конечно, голландский дизайн постепенно стал больше внимания уделять задачам вещей, а не их материальной форме. Но среди разработок дизайнеров достаточно таких предметов, которые можно увезти с собой в чемодане. Например, в The Frozen Fountain продают керамические кувшины Эйка и горшки Йонгериус, а из ассортимента Droog Рамакерс лично рекомендует систему хранения Strap, сделанную из велосипедных багажников. Кроме того, здесь по-прежнему продается несколько комодов Chest of Drawers, созданных совместно с Тейо Реми в 1991 году: в свободной продаже их осталось совсем немного, поскольку остальные уже вошли в коллекции мировых музеев как символ важного этапа в истории мирового дизайна.

НЕ ПРОПУСТИТЕ


ПОСЛЕДНЕЕ



Набор для шоппинга