Skip to Header Section

Дойти до ручки: швейцарское качество

Джош Симс рассказывает о швейцарских компаниях, которые специализируются на письменных принадлежностях и доказывают, что любовь к технологиям и изобретательности в этой стране распространяется не только на часы

Gallery

автор Джош Симс

  •  

В сфере письменных принадлежностей достижения Швейцарии часто остаются недооцененным. Принято считать, что лучшие в мире ручки производятся в Германии: в конце концов, именно там появились Pelikan, Montblanc, Faber Castell, Bossert & Erhard и другие компании. Но чуть южнее процветает совсем другой вид этой индустрии. Пользуясь национальными стереотипами, немецкая инженерия противопоставлена швейцарскому дизайну, и в Швейцарии менее прославленные производители (как, например, Wagner) выпускают ручки — не такие традиционные и более доступные по цене.

Характерный пример — компания Prodir, для которой собственная принадлежность к Швейцарии может быть поводом для изящного юмора. Так, в недавней рассылке остроумно отмечалось, что эта страна стала родиной не только Ле Корбюзье, но и альпийского горна, нудистского хайкинга, единоборства швинген и 700000 коров. Кроме того, в этом бюллетене говорится, что миссия Prodir — обеспечивать «хороший дизайн, хорошие заменяемые стержни и хорошую цену». Компания следует дизайнерскому принципу «меньше значит больше» и девизу «уменьшить до максимума».

Все это в полной мере проявилось в новинке — ручке DS9. В ее дизайне соединяются различные виды отделок (матовый или с покрытием фрост корпус, полированные или прозрачные зажим и кнопка) и необычные цвета (например, цементный серый, джинсовый и закатный оранжевый). И что самое важное, ручка оснащена фирменным стержнем Floating Ball.

Округлость наконечника переходит в овал кнопки, и эти обтекаемые формы завораживают. Дизайнеры Prodir тщательно продумали каждую деталь. Как говорится на сайте компании, «асимметричное соединение зажима и корпуса добавляет легкой иронии подчеркнуто классическому дизайну». Кто бы мог подумать, что ручка может быть ироничной! Нельзя не отметить, что DS9 подразумевает качественный продукт по доступной цене. Таков швейцарский демократичный дизайн в лучшем своем проявлении.

Дизайнер Prodir Кристоф Шнуг считает, что подобные «необычные сочетания становятся узнаваемыми»: «Неожиданный элемент зачастую делает дизайн эффектным, мгновенно привлекая внимание. Я надеюсь, что когда кто-то берет эту ручку, он или она думает: «Я откуда-то ее уже знаю. Мне уже наверняка приходилось ей пользоваться». Если так происходит, значит, у продукта есть душа. Красивые вещи не должны быть слишком нарочитыми, чтобы притягивать взгляды».

Вряд ли можно вообразить нечто более простое и элегантное, чем карандаш. Может показаться, что в эпоху сенсорных экранов столь скромная вещь больше не актуальна, но это не так. Кароль Хюбшер, управляющий директор семейного предприятия Caran d’Ache со 100-летней историей, отмечает: продажи карандашей, и простых, и цветных, сейчас на подъеме. Все производственные мощности Caran d’Ache сконцентрированы в одном месте неподалеку от Женевы, а продукция может составить достойную конкуренцию Prodir. Например, сменный стержень для ручек Goliath позволит написать непрерывную строку длиной около 8 км. Однако по-настоящему мировую славу компании Caran d’Ache принесли карандаши: к производству этих базовых инструментов для письма она подходит со знаменитой швейцарской точностью. Возможно, поэтому Пикассо и Миро так любили эту марку.

«Карандаш не исчез из нашей жизни, - размышляет Хюбшер. - С ним вы творите руками, активируя прямую связь между мозгом и бумагой. И я думаю, что в этом есть нечто особенное. Кроме того, планшеты и смартфоны — сравнительно новое явление, а карандаши остаются авторитетной технологией на протяжении многих, многих лет».

И эта технология требует специальных материалов: например, калифорнийский кедр не раскалывается при заточке и приятно пахнет. Caran d’Ache прорабатывает идею естественных ароматов, выпуская карандаши из темного швейцарского дерева с необычным запахом дыма.

Технологических нюансов множество: например, глина и специальный пигмент вымачиваются в специальном масле, чтобы карандаш оставлял след на бумаге. Формула этого масла и другие профессиональные процессы остаются производственной тайной. «Даже ребенок знает, что такое хороший карандаш. Это просто нужно прочувствовать. Есть вещи, познать которые можно только через негативный опыт, - говорит Хюбшер. - Производство карандашей похоже на кулинарию: невозможно готовить прекрасное блюдо из посредственных ингредиентов». По ее словам, формула масла  для этого бренда вырабатывалась десятилетиями: «Это наше ноу-хау: перечень компонентов, время погружения различных видов графита в состав, замена масла. Как это часто бывает в Швейцарии, качественный результат получается благодаря знаниям и наблюдениям, полученным в результате многолетнего опыта».

  •  

Похожие тэги