Skip to Header Section

Хорошо забытое новое: современное ювелирное искусство Турции

Турецкие ювелиры активно переосмысляют старинные формы и техники, чтобы создавать уникальные современные произведения. Ванесса Ларсон рассказывает о том, что получается из этого микса старого и нового

Статья

  •  

Со времен Османской империи ювелирное дело в Турции передавалось от мастера к ученику. То есть ювелиры поколениями придерживались одного и того же стиля. Однако отдельные ученики выделялись своим исключительным талантом и готовностью ко всему новому: в итоге они создавали шедевры, которые можно смело причислить произведениями искусства.

В наши дни Севан Бичакчи (Sevan Bıçakçı) стал одним из самых известных в мире турецких ювелиров меньше, чем за десять лет. Его искусные творения выдают сами себя: особенно примечательны кольца с мельчайшей проработкой деталей. Он черпает вдохновение для своих миниатюрных шедевров из османской и византийской истории и культуры, греческой мифологии и природного мира. Бичакчи и его команда мастеров используют технику инталии, специальной гравировки, чтобы добиться эффекта скульптуры внутри таких драгоценных камней, как цитрин, аметист или лунный камень. Причем внутрь камня они помещают изображение человека или животного, а также архитектурные памятники. Кажется, что кружащийся монах парит над землей, Афродита выглядит естественно, а Византийская церковь предстает поистине объемной. Камни с гравировкой изящно встроены в кольцо, декорированное в традиционных техниках – от каллиграфии и миниатюрных картин до микро-мозаики.

Бичакчи стал помощником и учеником мастера по золоту в 12 лет, а в 2002 году он презентовал собственную коллекцию. Среди его поклонников – Брук Шилдс и Тори Берч. Помимо двух бутиков в Стамбуле и одного в Дубаи, вещи ювелира продаются в Barneys New York, Browns и других магазинах, известных особенным статусом. В 2009 году Бичакчи стал одним из девяти художников (и единственным ювелиром среди них), вошедших в шортлист премии Jameel Prize, которая вручается лондонским музеем Victoria and Albert Museum художникам и дизайнерам, работающим в мусульманской традиции.

Ювелирная компания Urart идет еще дальше в переосмыслении истории: ее выдающиеся коллекции охватывают несколько тысячелетии культуры и искусства страны – от эпох Османской, Византийской и Сельджукской империй до периода древних шумер и фригийцев. Компания основана в 1972 году, а свое название она получила в честь раннего Анатолийского королевства Урарту. Некоторые изделия Urart – точные копии амобытных предметов древности, при этом собственные, оригинальные модели несут в себе современные интерпретации античных мотивов и стилей. Компания выносит на суд публики новые коллекции раз в год. Как правило, они связаны с конкретным периодом или культурой, а сами предметы создаются из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. Иногда коллекции выходят параллельно с историческими выставками в нью-йоркском Metropolitan Museum of Art и парижском Grand Palais. Коллекция Urart  2010 года приурочена к выставке ранних списков Корана в стамбульском Музее турецкого и мусульманского искусства. В ней прослеживается рефлексия на тему мусульманской каллиграфии и культуры периода династии Сафавидов. Флагманский бутик Urart расположился в Nişantaşı, а изделия этого бренда пользовались вниманием Хилари Клинтон и Королевы Иордании Рании.

Еще один «обитатель» Nişantaşı – Armaggan. Этот дизайнеский бренд разрабатывает эксклюзивные украшения, современного дизайна, выполненные в лучших традициях турецкого ювелирного мастерства. Его создатель Доктор Ялчин Айясли (Dr Yalçın Ayaslı) из Турецкого культурного фонда запустил проект в 2010 году, за это непродолжительное время Armaggan уже сделал себе имя, благодаря особенному стилю и высочайшему качеству ювелирных изделий. Его талантливые дизайнеры переосмысливают такие османские и анатолийский мотивы, как, полумесяц, тюльпан и узор Руми и создают красивые, яркие формы. Коллекция бренда выделяется смелыми сочетаниями гравировки и цвета бриллиантов и драгоценных камней. От блестящих уникальных ожерелий, браслетов и серег и до витиеватых брошек с павлином – всему этому просто предначертано стать произведениями ювелирного искусства. Armaggan также  разработал уникальный сплав золота оттенка белого абрикоса, который теперь используется в браслетах, кольцах, серьгах и запонках. Замысловатая и кружевная филигранность всех этих вещей отражает настоящие мастерство их создателей. Будь то бриллиант или золото, каждое изделие Armaggan – настоящая жемчужина в сокровищнице.

Другой пример успешного старта в турецкой ювелирной индустрии демонстрирует Милка Карааджачли – создатель и дизайнер бренда Kismet . Прошло всего два года с момента запуска бренда, а он уже купается во внимании поклонников. Дизайнер адаптирует турецкие мотивы и символы к современному восприятию, создавая «актуальное отражение стамбульской восточной идентичности». Коллекция Kismet Nazar объединяет крошечные белые алмазы и сапфиры в золотые ожерелья, кольца и браслеты: автор великолепно переосмысляет известный всем символ - турецкий амулет от сглаза. А коллекция Eter посвящена полумесяцу – еще одной эмблеме страны.

Секрет Kismet прост: тонкие золотые кольца, изящные золотые цепочки и очаровательные кулоны. Есть и экстравагантные вещи – например, чувственные змеиные золотые кольца и браслеты или коллекция Kibele, объединяющая драгоценные камни в неповторимые формы. В Турции Kismet продается в Harvey Nichols и бутиках Midnight Express и Atelier 55. Кроме того, бренд можно обнаружить в нескольких магазинах и за пределами страны.

Способность придать древности и традициям новый смысл- это редкий талант. Работая с таким количеством культурных и исторических слоев, современные турецкие дизайнеры, обещают грандиозное будущее ювелирному искусству, ведь история и культура – это неиссякаемый источник вдохновения.

  •