Последствием визита Петра Великого во Францию было появление во французской моде коричневого петровского камзола, в котором приезжал далекий царь. Короткий парик Петра и его меховая шапка оставались во французской моде на протяжении всего XVIII столетия, с ними никогда не расставался философ Жан-Жак Руссо.
Война 1812 года, Бородино, пожар Москвы и взятие Парижа русскими войсками на модниках того времени сказались своеобразно. Пораженные видом русских казаков с саблями, длинными усами и в высоких сапогах, а главное – в невиданных шароварах, парижские денди впервые в истории моды надели длинные и широкие мужские брюки «a la cosack». Мужчины носили ремни из русской кожи, дамы – «русские» меховые шляпы-токи и широкие салопы с длинными, подбитыми мехом рукавами «а-ля бояр».
Первая половина XIX века – эпоха шалей. Именно их вынес с Востока одним из главных своих трофеев молодой Бонапарт во время египетской кампании 1799 года. Начиная с 1806 года, русская помещица Надежда Мерлина, а вслед за нею саратовский помещик Колокольцов и воронежская помещица Елисеева начинают производство шалей в России. Благодаря виртуозной работе крестьянок, русские шали стоят особняком в моде того времени.
В 1857 году при дворе императора Наполеона III и его жены испанки Евгении де Монтихо открывается первый в Париже Дом моды, основателями которого были швед Боберг и англичанин Чарльз Фредерик Ворт. Изделия от Ворта были в высшей степени оригинальными. После Крымской войны он вводит в моду «малаховский» кринолин.
Успех Парижской моды в Петербурге заставляет пуститься в долгий путь на Восток французских модисток. В 1860-1870-е годы в Петербурге, в частности, работает француженка Мари Нуар и популярен Дом моды Августа Бризака. В начале ХХ столетия открывает в Санкт-Петербурге свой модный дом и русская ученица известного французского модельера Исидора Пакена – Анна Григорьевна Гиндус. В конце XIX и начале XX века в парижских домах мод постоянно заказывали свои туалеты русские дамы. Особенной популярностью пользовались среди них модели Дреколь, Дойе, Дусе, Пакен, сестер Калло, упомянутого Ворта и Поля Пуаре.
Именно Пуаре под влиянием русских балетных сезонов Сергея Дягилева создает в 1910-1914 годах новые коллекции женских платьев, реформирует женский силуэт и вводит моду на высокую талию без корсета, турецкую юбку-шаровары, чалму с эгретами и абажурообразные юбки. Артистическое и балетное дарование Вацлава Нижинского, Иды Рубинштейн, Анны Павловой, Тамары Карсавиной и других замечательных танцовщиков, одетых в костюмы Александра Бенуа и Льва Бакста и танцевавших среди их же декораций, захватили избалованную парижскую публику и принесли коммерческий успех Пуаре.
В 1911 году вместе с женой Дениз и группой манекенщиц Пуаре прибыл на своем автомобиле в Россию. Он был в восторге от народных русских костюмов – сарафанов, кокошников, косовороток, кичек, шалей и платков и привез их в Париж в изрядном количестве. Вдохновленный цветами и орнаментами этих русских изделий, Пуаре в 1912 году создает первую в мире коллекцию платьев на русскую тему под названием «Казань».
Огромное влияние на качество показа парижских мод оказало появление русских манекенщиц. Молодые эмигрантки, красавицы, прекрасно воспитанные аристократки часто работали со знаменитыми домами мод – Chanel, Hermes, Patou и другие.
Модный дом «Ирфе» принадлежал князю Феликсу Юсупову и его жене Ирине. Дом «Китмир» специализировался на модных в 1920-х годах вышивках и принадлежал великой княгине Марии Павловне Романовой. Число русских портных, вышивальщиц и шляпниц в Париже было вообще огромно. Все эти люди своим трудом, вкусом и талантом, несомненно, повлияли на общий уровень французского искусства моды. Неслучайно, что на международной выставке декоративных искусств 1925 года в Париже привезенные из Москвы модели льняных платьев с русскими мотивами работы Надежды Ламановой имели большой успех и получили несколько призов.
Железный занавес 1930-х годов и Вторая мировая война надолго затормозили русское влияние в моде. Лишь с конца 1960-х годов Ив Сен-Лоран загорается русской темой, увлеченный одеждами русских рынд, боярскими меховыми шапками, вышивками и набивными павловскими платками. С тех пор дома «Феро», «Диор», «Карден», «Кензо», «Соня Рикель» время от времени на протяжении всех 1970-х годов использовали в своих работах русские силуэты, шапки, меха и цветовые сочетания для вечерних и зимних одежд.
Знаменитому французскому кутюрье Жан-Полю Готье пришло в голову сделать зимний сезон 1986-1987-х годов в Париже «русским». Зима того года во Франции как раз выдалась по-русски морозной. Парижские магазины наполнились русскими меховыми манто, муфтами, пальто с каракулевыми воротниками, ватными телогрейками, ушанками, комбинезонами сварщиков, шароварами ткачих…
Все эти наяды от Жан-Поля Готье были вдохновлены идеями прозодежды времен Варвары Степановой и Любови Поповой, русским конструктивизмом.
Небывалый успех Жан-Поля Готье воодушевил многих. Другой известный французский модельер, Тьерри Мюглер, приготовил коллекцию женских платьев, навеянных очертаниями френча Маленкова, и украсил ее золотыми геройскими звездами. Даниэль Эштер увлекся темой «Доктора Живаго». Итальянский дизайнер Энрико Ковери заполнил магазины Милана и Флоренции габардиновыми пальто в духе фильма «Сердца четырех».
Этот новый всплеск к русской стилистике вспыхнул с прекращением холодной войны, он был связан с поразившей весь мир перестройкой. И, можно сказать, что этот интерес с большой или меньшей интенсивностью проявляется в западной моде, и в парижской в частности, до сих пор.